Тверь Онлайн / Все новости Твери / Транспорт /
11.05.11 10:04
На вопросы tverlife.ru ответил один из инициаторов круглого стола по развитию велодвижения Алексей Шабашов, кандидат медицинских наук, доцент, магистр общественного здоровья.
– Алексей, насколько необходима была эта встреча велосипедистов, лидеров общественных организаций с представителями городской и областной власти?
– Я считаю, что необходимость такой встречи назрела уже давно. Еще два года назад мы направили свои предложения по развитию велодвижения Твери, под которые собрали две тысячи подписей, главе Твери Владимиру Бабичеву и всем депутатам Тверской городской думы. Но получается, что услышала нас и ответила лишь Светлана Валентиновна Вержбицкая. И наконец-то мы получили возможность обсудить проблему развития велосипедизма с руководителями области и Твери.
– Насколько на сегодняшний день актуальна эта тема?
– Судите сами: по нашим исследованиям, сегодня в Твери насчитывается около 108 тысяч велосипедистов. Больше того, более 86% от общего числа опрошенных жителей города выразили желание пересесть на велосипед, если будет создана соответствующая инфраструктура. Дело в том, что велосипедист на тротуаре – это нарушитель правил дорожного движения. Велосипед – транспортное средство. А транспортным средствам запрещается движение по разделительным полосам, обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам. Велосипедисты должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд и по возможности правее проезжей части, то есть по специальным велосипедным полосам или дорожкам. Однако на всю Тверь есть только одна велосипедная дорожка, построенная не известно зачем и для кого у областного перинатального центра. Неужели планировалось, что мамочки до или после родов будут здесь прогуливаться на велосипедах?! Я специально беседовал с местными охранниками, и они мне сказали, что ни одного велосипедиста на этой дорожке так и не видели.
– Понятно, зачем нужны велосипедные дорожки. Но можно ли найти для них место в областном центре с его узкими улицами и плотным потоком автомашин, которым и сейчас тесно на дорогах?
– То, что в Твери не найти место для велодорожек, на самом деле не более чем миф. Чтобы опровергнуть его, достаточно привести примеры таких европейских городов, как Лондон, Хельсинки, Париж, где улицы в исторической части не шире тверских, а протяженность местных велодорожек насчитывает не одну сотню километров. Или возьмите такой густо застроенный район Нью-Йорка, как Манхэттен, где каждый квадратный метр стоит огромных денег. Однако на большинстве улиц Манхэттена есть велосипедные дорожки. Почему? Потому что мэрия своевременно поняла, что без велосипедистов проблему пассажирского трафика будет не решить – город встанет. А в Твери, значит, узко? Помните, что у нас было минувшей зимой, когда сугробы «съели» по одной трети улиц, – и ничего. Так что проблема не в ширине проезжей части, а в организации движения по существующей дорожной сети.
– Вы сейчас упомянули, что в Нью-Йорке развитие сети велодорожек помогло решить проблему пассажирского трафика. В Твери это может сработать?
– Конечно! Ни для кого не секрет, что Тверь приближается к транспортному коллапсу. Как раз по пути на этот круглый стол я видел автомобильную пробку, которая растянулась на Санкт-Петербургском шоссе от вагонзавода до Нового моста. Если бы я ехал сюда на машине, то точно бы опоздал. На велосипеде же я доехал до «Юбилейного» за 13 минут при средней скорости 27 километров в час. Автомобили передвигаются сегодня по городу намного медленнее. Более того, автомашины превратились в настоящее бедствие, они разрушают окружающую среду, создают огромные бреши в семейных бюджетах и делают город недружественным для горожан. С помощью велосипеда можно решить и эти транспортные, и экологические проблемы, да еще поправить здоровье тысяч горожан. До места работа или учебы большинство тверитян на велосипеде может доехать за 5 – 15 минут. К тому же передвижение за счет мускульной силы, я могу сказать как врач, самым положительным образом влияет на самочувствие и общее состояние организма.
– В качестве положительного примера развития велодвижения вы приводите западные города. Но там культура велосипеда насчитывает уже не один десяток лет, а как обстоит дело с организацией велоструктуры в городах России?
– На самом деле до 1970-х годов в европейских городах, так же как и у нас, не было велоструктуры. Положение изменилось после очередного экономического кризиса, когда европейцы начали понимать, что автомобиль как транспортное средство не выполняет в городе свою функцию. Вот тогда в большинстве стран Европы и начали разрабатываться концепции развития велодвижения и велоинфраструктуры, которым сегодня нам приходиться в худшем случае только завидовать, а в лучшем – брать пример. Как сами видите, об отставании в 100 лет речи не идет, все вполне достижимо. А о ситуации с велосипедизмом в России очень хорошо сказал наш президент Дмитрий Медведев. В одном из европейских городов он встретил в ресторане премьер-министра этой страны, который приехал пообедать на велосипеде. «Это меня как-то вдохновило, – сказал после этой встречи Дмитрий Анатольевич. – Это был самый наглядный и эффективный личный пример. У нас пока с этим плохо. По разным причинам. Наверное, прежде всего потому, что отсутствует культура движения, и наши велосипедисты иногда просто боятся ездить по нашим улицам. Но я бы очень хотел, чтобы по улицам родного мне Санкт-Петербурга, как и по улицам других российских городов, ездило как можно больше велосипедистов. Надеюсь, что и у нас когда-нибудь для руководства страны этот транспорт станет доступным». Насколько мне известно, из наших руководителей пока только заместитель губернатора Алексей Каспржак выразил намерение ездить на работу на велосипеде. Правда, и его мы еще не видели крутящим педали.
– Алексей, насколько вы и ваши единомышленники-велосипедисты довольны итогами прошедшего круглого стола по развитию велосипедного движения?
– Я думаю, эта встреча оказалась очень полезной. Все участники круглого стола согласились, что вполне можно найти дополнительно пространство в рамках существующей транспортной сети Твери и постепенно начать организовывать велосипедные маршруты, которые позволят объединить разные районы города. Конечно, это требует денег. Конечно, это требует времени. Но, по крайней мере, первый шаг, который мы предлагали, сделан. Началась работа над концепцией развития велодвижения в Твери и области. Я думаю, в этом направлении мы и будем двигаться. И дело наконец-то дойдет до того, когда в рамках реализации этой концепции начнется и строительство велоструктуры.
|