Тверь Онлайн / Все новости Твери / Бизнес /
31.05.11 09:58
Федеральный закон №83 вступил в силу в этом году. Пока экспертное сообщество ждет первых результатов, скептики трактуют вступившие в силу нововведения. Легенды и страхи вокруг реформы попытался развеять заместитель губернатора Алексей Каспржак, собрав тверские медиа на пресс-конференцию.
Логика нововведений такова: государственные и муниципальные учреждения вместе со своим учредителем должны выбрать себе новый статус, от которого будет зависеть стиль управления, ведения хозяйственной, коммерческой деятельности. У казенных все останется по-прежнему: стабильная смета и никакой (!!!) самостоятельности. Бюджетное учреждение нового типа и автономное обязаны будут бесплатно (как и прежде) предоставлять государственные и муниципальные услуги, но получать за это не смету, а субсидию. Разница существенная: если раньше деньги давались на содержание учреждения независимо от объема и качества оказываемых им услуг, то теперь устанавливается прямая связь между финансовым обеспечением учреждения и качеством (результатом) его работы. Госзадание будет все учитывать. Если в одну школу будут съезжаться дети со всего города, а другую обходить стороной (то же про больницы и пр.), то и субсидии они получат соответствующие. А право предоставлять платные услуги, не входящие в перечень государственных (муниципальных), даст возможность полученные за них деньги держать на своем счете и соответственно тратить их по своему усмотрению: хочешь – на ремонт, хочешь – на оборудование, хочешь – на стимулирующие выплаты. В общем, на то, что в дальнейшем приведет больше клиентов. Господа бюджетники, добро пожаловать в конкуренцию!
– Если раньше деньги шли за пробивным руководителем, то теперь – за клиентом, – резюмировал Алексей Каспржак.
Какие же страхи распространились в обществе в связи с предстоящими переменами? Алексей Каспржак на каждый выдвигал контраргумент.
«Принятие Федерального закона приведет к приватизации государственного имущества».
– Нет, собственник всего имущества бюджетных учреждений – это либо Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование (ст. 296 ГК РФ, п. 9 ст. 9.2 Закона «О некоммерческих организациях»).
«Новые бюджетные учреждения начнут банкротить в целях завладения их имуществом и земельными участками».
– Нет, бюджетное учреждение не может быть признано несостоятельным (ч. 4 ст. 61 ГК РФ).
«По своему статусу новые бюджетные учреждения являются коммерческими организациями».
– Нет, к прежней статье 298 ГК РФ: бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если такое право предусмотрено учредительными документами – добавлено: лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям (ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона «О некоммерческих организациях» )
«Новые бюджетные учреждения будут наращивать платные услуги за счет сокращения объема бесплатных услуг».
– Нет, бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги только сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в рамках госзадания, если это прямо установлено в федеральном законе (например, билеты в театр) (ст. 9.2 Закона «О некоммерческих организациях»).
«Федеральный закон не повысит качество услуг для граждан, а также заинтересованность бюджетных учреждений в результатах своей деятельности».
– Должен повысить, т.к. госзадание теперь устанавливает показатели эффективности, объема, категории получателей госуслуги и результаты от оказания услуг.
Эти и многочисленные другие «за» за ФЗ-83 не висят в воздухе, а крепятся к статьям закона. Однако, защищая предстоящие перемены, Алексей Каспржак обошелся без радужных тонов:
– Проблемы с переходом в новую систему будут. И прежде всего они связаны с неготовностью большинства руководителей управлять, брать на себя ответственность. От них долгие годы не требовалась самостоятельность в принятии решений, и такое качество у многих атрофировалось. Это серьезная преграда в достижении результатов, на которые нацелен новый закон. Но это не значит, что все останется по-старому. Научиться руководить можно, только взяв на себя руководство. Ребенок, рождаясь, тоже не умеет жить, однако он живет. Мы должны максимально использовать возможности, предоставляемые нам 83-м законом, – такую задачу поставил губернатор области, и в этом направлении работают сейчас все профильные департаменты.
На 1 мая ситуация в области с самоопределением 415 государственных учреждений выглядит так: казенных – 56, бюджетных – 346, автономных – 13. На муниципальном уровне процесс еще идет. С 2011 года на субсидии в пилотном режиме будет переведено 8 существующих и 1 создаваемое учреждение. В их числе Тверской областной клинический наркологический диспансер, областной детский клинический психоневрологический санаторий «Новинки», Тверская областная филармония, Тверское музыкальное училище им. М.П. Мусоргского, Комплексный центр социального обслуживания населения Пролетарского района, Тверской дом-интернат для престарелых и инвалидов, Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №2 и Физкультурно-оздоровительный комплекс имени Султана Ахмерова. Пилот должен показать преимущества субсидии перед сметой и для самих учреждений, и для их клиентов.
|