Тверь Онлайн / Все новости Твери / Транспорт /
21.06.11 11:08
Неделю назад Россию облетела страшная новость, пришедшая из Оленинского района Тверской области: на федеральной трассе «Балтия» пассажирский автобус МАН, следовавший по маршруту Белый – Нелидово – Оленино – Ржев – Старица – Тверь, столкнулся с легковым автомобилем «вольво». Водитель «вольво», житель Литвы, выехал на встречную полосу, автобус начал уворачиваться и опрокинулся. Начался пожар. Все пассажиры автобуса, включая водителя, и виновник происшествия – водитель «вольво» – погибли.
Дороги наши нынче плохи…
Когда поутихли первые эмоции, прошел шок, на информационных сайтах и в блогах начался анализ трагедии – ДТП на «Балтии» вскрыло разом все проблемы, существующие как в дорожной сфере, так и в сфере пассажирского обслуживания. Вглядевшись в фото с места трагедии, самые зоркие пользователи Интернета разглядели ямки и следы ведущегося на участке ремонта. Так в обсуждение была вброшена простая мысль: а может быть, главная причина трагедии – плохое состояние трассы?
Те, кто когда-либо путешествовал по «Москве – Риге» на автомобиле, делились впечатлениями: дорога вся в рытвинах и ухабах, разгоняться на ней – смертельный риск, так как отремонтированные участки чередуются с разбитыми. На трассе постоянно происходят ДТП, гибнут люди – чтобы проехаться по «Балтии», нужно быть профессионалом с многолетним стажем вождения.
Не буду присоединяться к этой версии или ее опровергать. Просто поделюсь своим опытом: по трассе «Москва – Рига» я езжу не менее четырех раз в год на протяжении вот уже десятилетий. И каждый раз испытываю то чувство ужаса (когда автобус, в котором я еду, начинает бросать из стороны в сторону на ухабах), то чувство стыда (когда вижу безумные глаза жителей Прибалтики, разбалованных европейскими стандартами). И все эти годы на трассе идет ремонт – не глобальный, а точечный. Не было ни разу, чтобы мой автобус не стоял в пробке – в связи с ремонтом перекрываются участки полос. Выезд на встречку на «Балтии» не нонсенс, а правило – водители объезжают временные ограждения, установленные в связи с ремонтом, и самые плохие участки дороги. «Балтия» давно приобрела в народе славу «страшной», «нехорошей» трассы. Хотелось бы надеяться, что трагедия на оленинском участке наконец привлечет внимание к состоянию многострадальной дороги. Может быть, кто-то где-то вспомнит, что «Балтия» – парадный въезд в страну, а не проселочная дорога.
Что не видит спутник
Второй повод задуматься появился после объявления о розыске родственников погибших. Так вскрылся следующий печальный факт: все пассажиры были безбилетниками. Судя по всему, деньги за проезд они платили непосредственно водителю – и это позже осложнило процесс опознания. Тогда-то все наконец поняли, почему на Тверском автовокзале с недавнего времени билеты продаются только по паспортам – пассажир не должен быть безымянным, а оказываемая ему услуга – безадресной. И, как показала трагедия на «Балтии», одним приказом проблему не решить. Разруха кроется не в клозетах, а в головах – водители так же продолжают подбирать «попутчиков», а пассажиры, стремясь любой ценой, всеми правдами и неправдами оказаться в автобусе, не задумываются о безопасности.
В дискуссии о причинах трагедии прозвучало и волшебное слово «ГЛОНАСС». Упоминалось оно в следующем контексте – мол, если бы все АТП своевременно начали пользоваться приборами ГЛОНАСС (глобальной навигационной спутниковой системы), трагедии бы не произошло. Зная, что где-то у экрана компьютера сидит диспетчер и умный спутник показывает, где и почему автобус совершает остановки, водитель МАНа не рискнул бы взять безбилетных пассажиров.
И снова вернемся к специфике нашего сознания. Трагедия на трассе – еще одно подтверждение необходимости спутникового слежения за пассажирским транспортом. Но и ГЛОНАСС не панацея. Спутник давно научились обманывать – и способы эти известны. Зачем подбирать пассажиров по дороге, если можно посадить безбилетников прямо на вокзале, под молчание билетного контролера, который, конечно же, не будет жаловаться и кляузничать? Водители, любящие подзаработать, нашли решение и в ситуации усиленного контроля за происходящим на посадке со стороны начальства – пассажиры заходят в автобус на ближайшем углу. На это в случае чего всегда найдется объяснение – дверь открылась для опоздавшего на рейс пассажира с билетом.
Лично мне не раз приходилось путешествовать на табуретках, поставленных в проходах автобусов в связи с нехваткой мест и предпраздничным наплывом пассажиров. Ездила я и стоя, и сидя на сумках в проходах – и ни разу за всю историю ни один из контролеров не сделал водителю автобуса замечание и не выгнал меня, как безбилетника. Полагаю, с каждым случались похожие истории.
Продажа билетов по паспортам, призывы установить приборы ГЛОНАСС имеют еще одну цель: пассажирский транспорт – лакомая цель для потенциальных террористов. Потому-то перевозчики хотят знать своих пассажиров в лицо – а еще знать, что за багаж лежит в багажнике автобуса. Но о какой безопасности может идти речь, если у водителей автобусов существует стабильный многолетний приработок – перевозка различного рода «посылочек» и «передачек». Существует целая тарифная сетка на подобного рода курьерскую доставку. Письмо – 100 рублей, посылка посущественнее – 200 рублей. Пересылаются и пакеты документов, и огромные сумки с родительскими припасами для студентов, живущих вдали от дома. Кто знает – не окажется ли когда-нибудь в такой сумке вместо маринованных огурцов и малинового варенья что-то «погорячее»?
Но вернемся к трагедии на трассе «Балтия». Страшное событие, если отвлечься от стечения трагических обстоятельств, содержит в себе два повода для раздумий – о состоянии наших дорог и нашего сознания.
Мы почему-то упорно не желаем жить в рамках приказов и регламентов, часто надеемся на авось, ратуем за безопасность – но только как за нечто глобальное, лично нас не касающееся. До тех пор пока наше сознание не изменится, не спасет никакой ГЛОНАСС. И пока нас раздражает необходимость предъявлять паспорта в кассе и покупать билеты исключительно здесь, о безопасности пассажирских перевозок говорить рано.
|