Один из пленэров недавно закончился в Калязине. Там работали полтора десятка тверских, московских и подмосковных художников, предводительствовал которыми Павел Никонов – народный художник России, академик, без преувеличения, человек-легенда: общение с ним было чрезвычайно ценно для молодых, да и не только для молодых художников.
Тверское отделение Союза художников России, организуя подобные пленэры, действует в тесном контакте с представителями местной власти. Так было и в Калязине: глава района Константин Ильин отнесся к затее с самым серьезным вниманием, а на финальной выставке вдумчиво изучал представленные работы и знакомился с их авторами. Во многом успех пленэра – а все участники согласились, что он удался и в творческом, и в организационном смысле, – был обеспечен тем фактом, что занимался им директор местной художественной школы Михаил Стоячко – человек, обладающий в равной мере и художественными, и административными талантами и точно знающий, что на самом деле нужно собратьям по цеху.
А художнику нужно, в сущности, немного – поесть и поспать. Все остальное время, как свидетельствует опыт предыдущих пленэров, отдается работе и только работе. Некоторые старались урвать лишнюю минутку даже за счет официального закрытия. Все выставочные работы уже повешены, все этикетки проверены, гости собрались, но Нелли Пятышева еще на берегу Волги: как раз в этот момент возле знаменитой затопленной колокольни образовалось нужное облачко – ну как тут уйдешь…
Конечно, почти никто не прошел мимо колокольни Никольского собора – главной достопримечательности и символа города. Сама по себе знаковый объект, она еще и раскрывалась перед каждым художником по-разному: художница из Ногинска Марина Орлова, к примеру, увидела ее как таинственный сумеречный силуэт, оттененный фонарями, а тверской живописец, сторонник экспрессивной манеры Вячеслав Столяров – как нерушимый бастион, противостоящий штормам и ветрам. Впрочем, только этой достопримечательностью художники не ограничились. Борис Федоров решил не искать проторенных путей и вообще уехал из города куда-то в глушь, а Роман Усачев волжским просторам предпочел мрачноватые, не лишенные формалистического пафоса городские задворки и столь любимые им портреты.
Как всегда, пленэр стал значимым событием не только для художников, которые получили возможность спокойно и со вкусом поработать и освоить новые ландшафты (некоторые побывали в Калязине впервые), но и для самого города. Об этом на разные лады говорили и Павел Никонов, и искусствовед Марина Сафонова, и член правления Союза художников России Татьяна Бойцова, и секретарь Союза художников Валерий Полотнов. Он давно заметил, что вокруг маленьких русских городов обязательно объединяется много хороших людей, а если там появляются художники, то возникает творческий и образовательный центр, своего рода «точка роста» отечественной культуры. И весьма прозрачно намекнул, что Калязину уже пора создавать художественную галерею. Собственно, таковые появлялись во всех райцентрах Тверской губернии, где в разное время проходили пленэры.
В Калязине результаты своих трудов художники уже показали. Теперь пришла очередь Твери. Первой выставку из серии «Как я провел лето» публике представила молодая художница, преподаватель детской художественной школы имени Серова Любовь Лазакович. За лето она поработала на трех пленэрах, в разных местах и разных творческих контекстах. Сама она воспринимает этот опыт как «боевое крещение» после вступления в Союз художников, а заместитель председателя областного отделения Союза Андрей Судаков – как «три карты», которые обязательно принесут ему удачу.
В Калязине, как рассказывал Борис Федоров, Любовь Лазакович произвела на коллег неизгладимое впечатление завидной работоспособностью и широтой творческой натуры: «Я преклоняюсь перед ее темпераментом и энергией! Я по-хорошему завидовал, наблюдая, как она в экстремальных условиях пленэра носится, как олень, с большими холстами». Мэтр оценил имеющиеся возможности в развитии колористических решений и посоветовал воздерживаться от банальности и гламура в действительно скучноватых натюрмортах, а Нелли Пятышева отметила у своей ученицы искренность и внимательность в проработке мотивов.
В Торопце художница находилась в родной для себя среде и как недавняя студентка, и как нынешний педагог: пленэр там позиционируется как молодежный, в нем участвуют как студенты высших и средних учебных заведений, так и торопецкие школьники, которые с удовольствием пользуются возможностью по¬участвовать в мастер-классах. А пленэр на Академической даче имени Репина – это своего рода прикосновение к святыне не только для молодых, ни и для маститых художников: в «намоленном» месте и работается по-особому.
Сама художница не скрывает, что выставленные работы – именно сырые пленэрные этюды, свежие и быстрые впечатления. Где-то ей удалось продемонстрировать уже ставшие ее фирменным знаком тонкие и очень сдержанные цветовые решения, где-то природа откровенно заупрямилась. Так, не поддались Любови торопецкие ивы, произрастающие в окрестностях Малого Высокого городища. Справедливости ради стоит сказать, что на этот мотив «положили глаз» многие художники и фотографы, но адекватно передать эти характерные металлически-серебристые вибрации не удалось пока никому.
Впоследствии «сырые натурпродукты» станут поводом, основой и материалом для будущих живописных «блюд» – собственно, для этого и делаются этюды. А вслед за Любовью Лазакович другие участники пленэров готовят итоговые выставки с целью рассказать заинтересованному зрителю о том, «как я провел лето».