Напомним, что в минувший четверг в этом одном из самых отдаленных уголков нашей области проходила Всероссийская акция «Волна здоровья».
Врачи из ведущих клиник Москвы приплыли на теплоходе, чтобы на самом современном диагностическом оборудовании прямо в каютах обследовать детей с различными патологиями развития – детей, лишенных возможности получать квалифицированную помощь узких специалистов. Одновременно в Весьегонске с участием волонтеров и специалистов столичных научных центров прошли массовые мероприятия под девизом «Общество против наркотиков». Корреспонденту посчастливилось побывать на одном из них в весьегонской средней школе. Здесь для социальных педагогов и их учеников доктор медицинских наук, эксперт научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Татьяна Клименко провела мастер-класс. Тема его, говоря простым языком, была определена так: «Как защитить своих детей-подростков от насаждаемых улицей алкоголя, сигарет, наркотиков?»
Почему для мастер-классов была определена именно эта целевая аудитория? Да потому, что социальные педагоги в школе по своим должностным обязанностям курируют сложных подростков, знают их семьи и часто в них бывают. Порой им нелегко бывает найти понимание у родителей оступившегося школьника, очень сложно подобрать правильные слова. Поэтому лекционное занятие, проведенное московским профессором в канун учебного года, которое, по сути, превратилось в диалог, по признанию самих педагогов, стало для них очень своевременным, познавательным и интересным.
Мастер-класс, который дала Татьяна Валентиновна, настолько самодостаточен, что мы опубликуем его очень близко к источнику:
– Есть такое страшное слово «зависимость». Все зависимости делятся на группы. К примеру, деструктивные виды – алкоголизм, наркомания, игромания – и те, которые общество поощряет, – спорт, семья, трудоголизм, есть и социально нейтральные – обжорство, табакокурение. Способность быть зависимым – это биологическое качество, у одних оно больше выражено, у других – меньше. Для меня слово «зависимость» вовсе не страшное. Как думаете, кто в жизни добьется больших успехов – те, у кого зависимость выражена сильно, или те, у которых это качество развито слабо? Правильно, большего успеха добьются те, у кого зависимость выражена сильнее, но только, если ее направить на ту сферу жизнедеятельности, которую общество приветствует и которая будет во благо человеку.
От кого это зависит в первую очередь? Ну, конечно, от родителей! Потому что, когда все мы рождаемся, у нас в голове – чистый белый лист. Все хорошее и плохое, что будет туда вписано, – от ближайшего окружения. Поэтому, когда человек совершает плохие поступки, это не только его вина, но и общества. В нашей культуре типично выражение: «Пока меня это не касается – меня это не касается». Курит, употребляет наркотики соседский сын, но мой же не курит! Пьет муж у соседки, но мой-то не пьет! Меня это не касается? Да почему же?! Ведь у меня есть ребенок, муж, которые запросто могут быть вовлечены во все это. Я еду в автобусе, а водитель его может быть в состоянии алкогольного опьянения… Я перехожу по пешеходному переходу улицу, а наркозависимый водитель летит на меня, не тормозя. Если меня это не касается сегодня, скажите, может это коснуться меня завтра, через пять минут? Конечно!
Недавно Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков издала методические рекомендации, где были названы самые разные варианты мер, направленных на то, чтобы уменьшить употребление наркотиков в России. Так вот с одним из этих пунктов я совершенно согласна: для родителей, дети которых употребляют наркотики, необходимо установить как минимум административную ответственность!
И снова к вопросу о зависимости. Да, если у человека ее почти нет, к нему никогда не пристанет никакая гадость, но из него никогда не получится ни успешного спортсмена, ни бизнесмена, ни политика. Несколько дней назад мне позвонила московская журналистка, интересовалась, как справиться с трудоголизмом. А я ей встречный вопрос: а зачем справляться? «Так ведь это бедные несчастные люди, которые с утра до ночи работают, совершенно забыв о себе!» – говорит она мне. Так вот я считаю, что трудоголизм – это хорошая зависимость, когда человек от работы получает удовольствие. Была у меня одна пациентка, она 15 лет работала с одним из самых наших известных олигархов. Когда у нее возникали проблемы, она приходила жаловаться на своего работодателя – олигарх работает не 24 часа в сутки, а 36, без выходных и отпусков! А если и бывает на море за границей, то только для того, чтобы проводить деловые встречи и заключать выгодные договоры. Он зависим? Да! Почему, спросите вы, ведь у него и так много денег? Самое главное, что ему нравится сам процесс работы, и он получает от этого удовольствие. Именно поэтому он успешен.
* * *
Есть много людей, которые мечтают: вот сейчас поработаю, накоплю на машину и все. А дальше что? Новая материальная цель? Вот такой человек никогда не добьется успеха, а значит, и не будет удовлетворен работой. Поверьте мне, я знаю, что деньги сегодня ох как важны! Но говорить ребенку, сызмальства настраивая его, что работать надо только за деньги, нельзя! Успеха добивается только тот, кто работает не за деньги, а за идею.
Недавно я познакомилась с волонтерами из города Мышкина Ярославской области. Ребята просто молодцы – они добровольно очищают берега от мусора, помогают благоустраивать детсады и школы, дворы жилых домов и т.д. Так вот однажды, когда они убирали территорию одного из дворов, вышла пожилая жительница и стала кричать им: «Вы, уборщики, что тут делаете? Что, больше ничего не умеете?» Ребята старались и никак не ожидали встретить такую реакцию. Я поразилась, когда узнала, что волонтерам иногда приходится преодолевать агрессию некоторых взрослых и даже родителей, которые запрещают им работать… бесплатно. О каких деньгах здесь может идти речь? Мамы и папы, бабушки и дедушки должны быть благодарны активистам волонтерских движений, что их дети и внуки в надежных руках, что из их жизни исчезла скука! Ведь скука в молодежной среде – самое страшное. Когда подростки часами не знают, куда себя деть, они рискуют быть съеденными улицей, точнее, подворотней, со всеми вытекающими отсюда последствиями!
* * *
Все проблемы с алкоголем и наркотиками очень тяжело поддаются лечению. Мы, специалисты, сейчас понимаем, как важно предвосхитить возможные проблемы, в первую очередь за счет профилактики. Почему не получается с лечением? Да потому, что существует очень большая армия лоббистов, которые увлекают наших детей в болото! Уважаемые родители, педагоги, в наших с вами интересах изначально внушить детям все прописные истины, чтобы улица потом не в силах была их «перевербовать». Поверьте мне: ребенку все можно объяснить на пальцах!
Первая технология, которую использует улица, – «Все надо попробовать!». Когда я лечу больных алкоголизмом мужчин, я всегда задаю им этот вопрос. И в 99% случаев получаю ответ – все! Тогда их женам, тоже сидящим в аудитории, я всегда советую попробовать пожить с соседом, другом мужа. Вот тогда мужчины взрываются, а я ловлю их на слове: раз все надо попробовать, значит, можно все и всем! Убить, украсть, изнасиловать, спрыгнуть с 16-го этажа… Кто сказал, что это тюрьма, смерть? А вдруг наврали? Вот на таких простых примерах надо объяснить ребенку, что в этой жизни пробовать все нельзя. Для этого у нас у всех есть голова на плечах.
Есть еще одна уличная «завлекаловка»: «Дурной пример заразителен». Считается, что очень страшно и плохо, когда я один, а когда нас много – не страшно и не стыдно.
«Все так делают!» – часто слышат родители от своего нашкодившего ребенка, закрывают на это глаза и успокаиваются. Еще пример. Сотрудница опаздывает на работу, а начальник строгий! Она бежит со всех ног. Но вдруг встречает еще одну опаздывающую коллегу, и они уже бегут не так сильно. Когда опаздывающих человек пять, им хоть флаг в руки можно давать – заходят как герои! Они по-прежнему опаздывают? Начальник по-прежнему строгий? Что изменилось? А просто их стало много. Дурное не терпит одиночества.
К сожалению, по-прежнему актуальна поговорка: «Паршивая овца все стадо может испортить». Моя дочь училась в московском медицинском лицее. И вот у нее в классе появляется девочка, которая всем начинает хвалиться – тайком, якобы по секрету, – что занимается проституцией. Она хвастается деньгами, новыми тряпками, походами в рестораны. Что на самом деле делает проститутка? Она завлекает. А потому, что ей обидно: она – после грязной ночи, а все в классе – «белые и пушистые». Об оборотной стороне медали – унижениях, избиениях, возможных изнасилованиях – она специально не рассказывает. А почему? Да потому, что хочет, чтобы всем, как и ей, было плохо! И тогда бы в ее проступке ничего бы не было постыдного и страшного – все так делают! То же самое и с наркоманами, ведь жизнь их сущая трагедия! На очередную дозу нужно где-то достать деньги, нередко обворовать своих самых близких людей, скрываться, переживать чудовищные ломки!
Если ребенку эти элементарные вещи объяснить, если он будет знать, что не все надо пробовать вне зависимости от того, кто искушает, он будет готов внутренне противостоять улице.
* * *
Среди мамочек Москвы, беседующих на детских площадках, долгое время была распространена теория: чтобы ребенок стал свободной личностью, ему ничего нельзя запрещать. Когда я это слышу, не могу удержаться от сарказма. Конечно, нельзя запрещать! Захотел ребенок выпрыгнуть из окна 3-го этажа, не надо его останавливать! Пусть прыгнет! Если останется жить – получит бесценный опыт. Взял пакет с бабушкиными лекарствами? Пусть съест таблетки! Если в реанимации откачают, будет знать, что нельзя. Кто-то из мамочек ссылался на японскую теорию, кто-то на китайскую. Да не могли эти мудрые народы придумать такую ерунду! Просто сработал испорченный телефон. На самом деле теория гласит: когда говоришь ребенку «нельзя», надо обязательно сказать: «А вот это можно». Приведу такой показательный случай. Три месяца назад у нас в центре им. Сербского проводили экспертизу с подростком, десятиклассником. Его мама и папа – профессора, он у них единственный сын. Всегда, когда семья приезжала на дачу, мама давала сыночку порулить своей «хондой». Но как-то подросток нахватал в школе плохих оценок. Мать поставила ультиматум: пока не исправишь двойки, машину водить не дам. Сын, которому ни в чем не было отказа, обиделся и решил… найти киллера для матери. За 5 тысяч долларов он нанимает девятиклассника из той же школы, которому очень хочется заработать, но он боится, поэтому в свою очередь нанимает десятиклассника из соседней школы – за три тысячи долларов. Тому тоже не хочется отказываться от денег, но страшновато, поэтому этот парень уже всего за 5000 рублей нанимает восьмиклассника, который и убивает мать. Мы, профессора, имеющие на экспертизах дело с насильниками, педофилами, каннибалами, были шокированы, как никогда. Поверить страшно: сын решил убить свою мать из-за того, что она не дала ему поводить машину! Четыре подростка настолько жестоки, что, когда встал вопрос о деньгах, никто даже не подумал о человеческой жизни!
Почему так происходит? А потому, что многие мамы ошибочно полагают, что, если она родила, значит, ребенок – только ее и она может делать с ним все что хочет. Они забывают, что родившийся малыш – гражданин, со всеми его правами и обязанностями по отношению к обществу. Задача родителей, учителей – воспитывать этого ребенка!
Помните, что в нашем мире все гармонично: удачи ровно столько, сколько неудачи, больных людей ровно столько, сколько здоровых, прав у нас столько же, сколько обязанностей. Разговаривайте с детьми больше и чаще, расспрашивайте их каждый день об успехах и неудачах, анализируйте, и тогда в будущем можно будет избежать очень многих проблем.