Тверь Онлайн / Все новости Твери / Происшествия /
13.09.11 11:19
Анжеле Евгеньевне очень нравится её работа1 фото
Фото: Илья Безручко
А уж их трудоустройство всегда было крайне сложной проблемой. Причем иной работодатель отказывал такой мамочке, как говорится, на всякий случай: может, и получится из нее хороший работник… Но зачем рисковать?
Однако в 2011 году трудоустройство многодетных родителей и родителей детей-инвалидов впервые приобрело статус государственной задачи – оно стало одним из направлений региональной программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. И это наконец-то позволило сдвинуть с места давно буксовавшую машину.
Разумеется, не сразу. Серьезным и неожиданным препятствием стало не только (и не столько) предубеждение работодателей, для которых возможность получить 50 тысяч рублей на создание нового рабочего места явилось неплохим стимулом, но и некий психологический барьер, десятилетиями по кирпичику складывавшийся в общественном мнении. И в сознании самих родителей он громоздился тоже! Люди, которые так добивались возможности трудоустройства, столько жаловались на отсутствие подходящей работы и несознательность «бездушных» работодателей, теперь, получив реальное предложение занять вакансию, пугались, терялись, начинали сомневаться в своих силах и чаще всего поначалу отказывались.
– Мы это предвидели, – говорит временно исполняющий обязанности начальника департамента труда и занятости населения Тверской области Сергей Анатольевич Исаев. – И постарались предусмотреть. Разумеется, разъяснили через средства массовой информации. Наши сотрудники, не дожидаясь обращения этих матерей, вместе со службой социальной защиты составили списки граждан такой категории в каждом населенном пункте. А потом ездили по домам, выявляли их потребность в трудоустройстве, вели разъяснительную работу. Как мы и ожидали, психологическая помощь им также была необходима – как первая ступень социальной адаптации.
Сегодня процесс, что называется, пошел. Мамочки оживились, приободрились и понемногу осваиваются на своих рабочих местах, которые создаются при поддержке службы занятости.
Мы с вами в чудесном городе Торопце, где обаяние русской старины органично сочетается с новыми реалиями XXI века.
– Объездили все многодетные семьи и с родителями, у которых детки – инвалиды, тоже встретились, – рассказывает директор центра занятости Торопецкого района Галина Ивановна Эбель. – Со всеми побеседовали, провели анкетирование. Подготовили подходящие рабочие места на обувной фабрике.
Мы знакомимся с подопечными Галины Ивановны. Татьяна Александровна, мама двоих малышей. Старший, пятилетний, – инвалид. Младший, слава Богу, здоровенький. У Ольги Васильевны один ребенок. Обе совсем еще молодые женщины, Оле сравнялось 30, Тане – 27 лет. Вся жизнь впереди! Надо работать, зарабатывать, общаться с людьми…
Теперь они обе – швеи на ООО «Обувь»; здесь на выделенные в рамках программы 100 тысяч – по 50 тысяч на каждую мамочку – закупили швейно-вышивальную машину, оверлок. Таня с Олей на них работают – шьют домашнюю обувь. Предприятие давно на этом специализируется, и его продукция пользуется хорошим спросом. Поначалу было трудно, и женщины очень боялись, что не управятся с детьми. Но постепенно все как-то образовалось, и теперь они очень довольны.
По словам директора центра занятости, обувная фабрика – хороший и надежный партнер. Это очень важно! К сожалению, известны случаи, когда предприятие получает деньги, закупает оборудование, а кандидата, для которого средства выделялись, к работе не допускает или создает невыносимые условия. С этим сталкиваются во всех регионах, хотя и нечасто. А здесь, на фабрике, успешно работает Николай Александрович, тоже участник региональной программы, инвалид по общему заболеванию. Он сторож – точнее, охранник, и его рабочее место на средства программы оборудовано системой видеонаблюдения.
В самом Торопце больше нет кандидатов, но в нескольких селах инспектора службы занятости выявили неработающих многодетных матерей. Сейчас выясняют, есть ли у них потребность в трудоустройстве. И какая нужна работа – на полный ли день, а может, лучше надомная? На селе своя специфика: приусадебное хозяйство тоже отнимает время и силы. И если при этом в доме мал-мала меньше, так дай Бог по дому управиться!
– Но проверить нужно! – убежденно говорит Галина Ивановна.
А теперь мы едем в Рамешковский район, где с начала учебного года режет салаты и жарит котлеты школьный повар Валентина Николаевна. Для трех ее дочек эта школа – родная, так что и мама пришла в хорошо знакомый коллектив.
– Очень хорошо работает, – сообщает директор Центра занятости населения Рамешковского района Нина Васильевна Белокурова. – Директор школы, старший повар, да и все здесь ею довольны. Старательная, безотказная, приветливая – в школе это ведь очень важно! И очень чистоплотная. Девочки у нее тоже замечательные.
Найти место в Рамешках было очень трудно – по части промышленного производства район пока отстает, хотя уже появились интересные проекты. Еще одно место для инвалида в рамках региональной программы удалось создать на ООО «Фаворит», где выпускают трикотажные изделия, – участница программы там работает контролером.
Мы возвращаемся в Тверь – в городскую больницу №1 и знакомимся с медрегистратором Анжелой Евгеньевной. Компьютерная техника, приобретенная больницей на деньги, выделенные по программе трудоустройства многодетных матерей и родителей детей-инвалидов, позволила не только создать для нее рабочее место, но и усовершенствовать систему регистрации, подняв ее на уровень современных требований.
Детей у Анжелы трое, один, увы, инвалид. Анжела очень хотела работать, службе занятости за поддержку она очень благодарна и говорит, что такая программа – дело доброе и нужное. А вообще она по натуре боец, человек очень активный, и ее энергии хватает не только на дом и работу, но и на профессио-нальное образование: она студентка-заочница сельхозакадемии. Решила стать биотехнологом и непременно будет, потому что именно на таких женщинах Россия и дер-жится…
Я могла бы привести еще примеры, но и этого достаточно, чтобы убедиться: региональная программа действует, ее новое направление востребовано. Многодетные матери и женщины с детьми-инвалидами находят свое место в трудовых коллективах, восполняя дефицит семейного бюджета и интегрируясь в общество, что также было весьма значимой социальной задачей, направленной на благо их самих и их детей.
И уж простите, но я повторюсь. Эта программа закладывает в общественное сознание новую социальную модель: работать и зарабатывать должны все, кто на это способен хоть в какой-то мере. Социальная поддержка трудоспособному – это удочка. А не связка кем-то пойманной рыбы! А то ведь у нас нередко ждали, что ее еще и зажарят…
Социальное иждивенчество – не хочу никого обидеть – не только подъедает бюджет государства, но и подтачивает основы общества, постепенно разрушает личность. Социальная политика, направленная на поддержку занятости родителей детей-инвалидов, самих инвалидов и матерей многодетных семей, дальновидна и оправдана как экономически, так и нравственно.
|