Тверь Онлайн / Все новости Твери / Общество /
11.04.12 09:52
10 апреля Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов подвел итоги проверки системы защиты прав детей в Тверском регионе.
Помощники Павла Астахова находились в Тверской области почти неделю. За это время они успели осмотреть около 30 детских домов, интернатов и школ. Такие проверки Уполномоченный по правам ребенка проводит регулярно. «Мы проверили уже восьмой десяток регионов, чтобы понять, насколько прочно выстроена система защиты прав детей и их законных интересов», - рассказал Павел Астахов.
На встрече с правительством Тверской области и представителями силовых структур Астахов отметил: в регионе отсутствует четкое межведомственное взаимодействие. «Межведомственная комиссия должна собираться не раз в полгода, а каждую неделю, - отметил Уполномоченный. – Иначе получается, что одни службы не знают, что происходит в других». Это показала и опросная анкета, которую делегация Павла Астахова предложила для заполнения представителям различных служб области. Так, в графе о количестве отказных детей, которых в прошлом году в Тверской области было 78, заполнявшие проставили цифру «один».
- Мы можем пресечь выявленные преступления среди несовершеннолетних, но не сможем искоренить их, пока не будем знать причины, - заявил детский омбудсмен. Он отметил, что в Тверском регионе, как и по всей России, выросло количество детей младше 14 лет, совершивших преступные деяния. Однако мало кто может ответить на вопрос: сколько среди них детей из неполных семей? Для профилактики таких преступлений необходимо создать единую базу неблагополучных семей, реестр, доступ к которому будут иметь все социальные службы. Во многих регионах такая работа уже проведена, у нас же лишь сейчас директор одной из коррекционных школ обратилась к помощникам Астахова с таким предложением, которое сама назвала «революционным».
По мнению Астахова, социальная работа должна быть «не заявительно-просительной, а приближенной к детям». Строить новые детские дома и предоставлять пособия приемным родителям – это еще не все, необходима работа на ином уровне. Количество детских домой должно снижаться – конечно, не за счет их переполнения, а благодаря работе по возврату детей в семьи или их передаче на семейное устройство. Сейчас же в регионе количество сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растет, а число переданных в новые семьи детей уменьшается. Итог такой ситуации может оказаться плачевным – как в Амурской области, где в больницах, домах ребенка и социальных приютах подолгу содержатся дети, ожидающие, пока освободится место в детском доме – потому что сами детдома переполнены.
Чтобы этого не допустить, необходимо выстроить единую систему социальной работы, которая затронула бы вопросы от семейного устройства до предоставления жилья сиротам. И строиться такая работа должна на базе самих социальных учреждений, детских домов и интернатов, а не перекладываться на плечи работников соцзащиты, на каждого из которых в регионе приходится более четырех тысяч детей.
Говоря об итогах проверки социальных учреждений региона, Астахов отметил: в целом нарекания вызвал лишь Торжокский детский дом. Уполномоченный продемонстрировал губернатору и представителям правительства найденное там устройство – кипятильник с разъединенными контактами. «Дети вставляют его в розетку и берутся за контакты, низкочастотный ток действует, как легкий наркотик», - пояснил Павел Астахов. Однако встревожило делегацию уполномоченного даже не это, а реакция директора детского дома. Когда проверка обнаружила среди вещей воспитанников такие устройства и сигаретные пачки, руководитель детского дома стал кричать, что все это подкинуто, чтобы опорочить его работу. Уполномоченный рекомендовал министру образования области Наталье Сенниковой заняться кадровой работой в социальном учреждении.
- Но вообще с точки зрения коллектива ситуация в вашей области благополучная, прекрасные педагогические работники, - отметил Астахов. – Это нужно ценить, за кадры следует держаться, беречь их и должным образом поддерживать. Вот в Некрасовском детском доме есть кадетский корпус, а девочки-воспитанницы тоже хотят быть кадетами. Но руководство детского дома никак не может найти женщину-военнослужащего, которая стала бы педагогом. Этот вопрос ведь тоже можно решить.
Павел Астахов отметил: у Тверской области большой потенциал. Чтобы его реализовать, необходимо четко организовать институт Уполномоченного по правам ребенка. Он также посоветовал социальным учреждениям региона активнее работать с различными фондами, предоставляющими гранты. «В Архангельской области, например, ситуация куда плачевнее, чем у вас, однако детские дома «выезжают» за счет грантов, потому что однажды всех руководителей учреждений собрали в администрации и научили, как правильно оформлять заявки», - рассказал Уполномоченный и посоветовал правительству Тверской области провести такую же работу. Кроме того, в регионе необходимо запланировать такую форму работы, как социальная гостиница – чтобы бывшим воспитанникам детских домов и приютов, попавшим в трудные жизненные ситуации, было, куда пойти.
|