Тверь Онлайн / Все новости Твери / Бизнес /
24.08.11 11:52
Почувствовать себя счастливым человеком
26 августа состоится конференция школьных логопедов Твери. Одним из вопросов, выносимых на обсуждение, станут некоторые пункты проекта нового закона «Об образовании», который должен вступить в силу в 2013 году. Если проект останется в неизменном виде, логопеды будут вынуждены уйти из школ и детских садов.
Уже идет процесс сокращения ставок в школах, ликвидируют логопедические группы в детских садах. Этой тенденцией очень обеспокоены специалисты. Анна Евдокимова, руководитель городского
методобъединения школьных логопедов, категорически не согласна с этим решением.
– В нашей стране существует целая сеть логопедической помощи – логопункты, кабинеты в поликлиниках, логопеды дошкольных учреждений. Очень востребованы частные логопеды. Наряду с этим существует школьная логопедическая служба, ценность которой осознают руководители некоторых школ, хотя и не каждое учебное заведение может позволить себе иметь собственного логопеда. И вот этот вид помощи детям упраздняется, хотя именно сейчас школьные учителя-логопеды нужны, как никогда. По нашим данным, за последние пять лет динамика речевых патологий изменилась – увеличилось число детей, нуждающихся в помощи.
– Кто же будет исправлять дефекты речи?
– По новому закону, эту функцию возьмут на себя специализированные центры. Если в фокусе внимания школьного логопеда находится не только дефект, но и физическое, психическое состояние ребенка, его работоспособность, особенности его характера, утомляемость, настроение, его личность в целом, то в работе центров это не предполагается. Преимуществом школьной логопедической помощи является возможность динамического наблюдения за детьми на протяжении нескольких лет в различных ситуациях – на переменке, на уроке, в общении со сверстниками, педагогами, родителями. Именно исходя из этого, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, и строится эффективная работа. Большое внимание уделяется взаимосвязи с учителями начальных классов, которые выполняют на уроках наши рекомендации.
Как будут формироваться группы в центрах? Пока непонятно. Только по дефектам – бессмысленно. В школе логопед ведет ребенка в течение нескольких лет, в центрах же индивидуальный подход осуществить очень сложно.
– У поступающих в школу детей часто встречаются речевые проблемы?
– Тенденция нашего времени очевидна, это общее недоразвитие речи. Увы, родители почти перестали разговаривать с детьми и читать им книги. Поэтому картина мира у детей бедная и мозаичная, отсутствует целостное представление о ней. Клиповое мышление не позволяет ему видеть логику взаимосвязи, многие знания, которые у него есть, являются результатом наученности, так сказать «натасканности». Ребенок, например, знает, что такое осень, но не понимает взаимосвязи времен года, всего, что сопутствует их сменам.
Приблизительно треть первоклассников имеют проблемы со звукопроизношением. Если посмотреть письменные работы, которые мы проводим в конце первого класса, можно увидеть примерно такое же соотношение и по количеству специфических ошибок.
У многих первоклассников бедный словарный запас, речь плохо сформирована, они нечетко различают на слух фонемы в собственной и чужой речи, не подготовлены к элементарным формам звукового анализа и синтеза. Характерна общая «смазанность» речи, недостаточная выразительность и четкость, сжатая артикуляция.
– Какие еще проблемы приходится решать школьному логопеду?
– Главной задачей школьной логопедической службы является выявление и исправление письменной и устной речи. Именно этим занимается учитель-логопед. Обычный учитель не владеет специальной методикой. Среди основных направлений нашей работы можно назвать развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, речевого дыхания, формирование звукового анализа и синтеза, постановку дефектных звуков, коррекцию недостатков лексико-грамматического строя речи, формирование связной речи, а также развитие пространственных, временных и социально-бытовых представлений, коррекцию отдельных сторон психической деятельности.
– И как долго обычно приходится это исправлять?
– В первом классе мы занимаемся звукопостановкой и общим развитием речи. Начиная с середины первого года обучения у детей могут появиться специфические ошибки – замены, пропуски, перестановки букв и слогов. Над этим начинаем работать со второго класса. Это достаточно длительный процесс, занимающий от 4 до 9 месяцев. Общее недоразвитие речи лечится до 2 лет.
В основе деятельности учителя-логопеда лежат коррекционно-развивающие технологии, но совершенно очевидно, что после четырех уроков ребенку очень трудно найти силы, чтобы усвоить материал. И здесь просто необходимо использовать элементы игровых, сенсорных, здоровье-
сберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, элементы аутотренинга, массаж, гимнастика для глаз).
Речевой центр находится рядом с моторными центрами в коре головного мозга. Если делать специальные упражнения, процесс возбуждения определенных клеток захватывает речевой центр, стимулируя таким образом и речевые навыки, поэтому пальчиковая гимнастика так важна.
Но одних занятий у логопеда недостаточно – надо выполнять дома все задания. И вот здесь многое зависит от родителей. Беда в том, что далеко не все осознают серьезность этой проблемы.
Чем быстрее произойдет исправление дефектов устной речи, тем грамотнее будет ребенок, потому что он как произносит, так и слышит. Если фонематический слух не восстановился, значит, он неправильно слышит, соответственно есть проблемы на письме.
– С какого возраста следует показывать ребенка логопеду?
– Если до 5 лет ребенок не научился правильно произносить звуки, «не поймал» правильное положение языка при произношении каждого звука, тогда надо обращаться к логопеду. Но если есть общее недоразвитие речи, то за помощью надо обращаться раньше.
Речь, письменная и устная, является важнейшей функцией человека. Речевое общение – основа для социального контакта между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы познавательной деятельности человека. Преодоление речевого нарушения дает ребенку уверенность в собственных силах, развивает его дальнейшие способности. Раздвигая рамки общения как среди сверстников, так и со взрослыми, малыш становится более эмоциональным, пытливым, отзывчивым, более восприимчивым к новым знаниям, открытым к контактам с другими людьми. Он счастлив, потому что ощущает себя полноценным человеком.
|