Тверь Онлайн / Все новости Твери / Культура /
18.01.11 09:57
В 2012 году Россия будет отмечать 200-летие победы над Наполеоном в Отечественной войне. Одним из самых ярких ее героев был наш земляк, военачальник и партизан Александр Никитич Сеславин.
Генерал-лейтенант Александр Сеславин похоронен на Никольском погосте у своего родового имения сельца Есемово под Ржевом, где он родился в августе 1780 года и где прожил почти 40 лет после увольнения из армии ввиду тяжелых ранений.
Когда в 1986 году народ поднял голос против строительства Ржевского гидроузла, то какую-то роль в отмене варварского проекта, возможно, сыграло и стихотворение, которое я тогда написал и которое дошло до руководства партии и правительст¬ва. Интересна резолюция, наложенная на него Б.Н. Ельциным: «Политически верно. Исторических ошибок нет». В стихотворении были и такие строки:
Здесь — столетия русской славы.
Здесь лежит партизан Сеславин,
разметавший во время оно
арьергарды Наполеона.
С тезкой Сеславина и его биографом военным историком Александром Вальковичем я познакомился в 1994 году на Бородинском поле, когда рядовым гвардейским французским сапером впервые участвовал в реконструкции сражения. Александр же по сценарию был в этом бою командующим русской армией. Разница в чинах не помешала общению, и именно на архивные разыскания Вальковича и оценки им личности и деятельности Сеславина я и буду опираться.
В родовом Есемове Александр провел детство и обучился грамоте. В 1789 году отец привез Александра вместе с братьями Петром и Николаем в Петербург. Юношей удалось определить на казенный кошт в Артиллерийский и инженерный шляхетский корпус. Здесь получили образование М.И. Кутузов и преобразователь русской артиллерии наш земляк А.А. Аракчеев. В корпусе Александру предстояло провести девять лет.
Приказ императора Павла I от 18 февраля 1798 года гласил: «...всемилостивейше производятся артиллерийского кадетского корпуса кадеты в гвардии артиллерийский батальон в подпоручики: Сеславин 1-й и 2-й...» 1-м стал Николай, а 2-м — Александр. 9 сентября 1800 года грудь Александра украсил первый в его жизни орден — Мальтийский крест. Через полгода Павел I был убит, но цари меняются, а служба остается. Как и прежде, в 6 часов утра адъютант гвардейского артиллерийского батальона Александр Сеславин отдавал строевой рапорт инспектору всей артиллерии и командиру батальона А.А. Аракчееву. После утреннего развода день проходил в ведении служебной переписки, выполнении поручений по осмотру караулов и рот.
В августе 1805 года Сеславин получает назначение в десантный корпус графа П.А. Толстого, предназначавшийся для дейст¬вия в Ганновере, захваченном войсками Наполеона. Он — гвардейский поручик, командир конной артиллерии корпуса, в его ведении четыре орудия. Правда, сразиться с неприятелем не пришлось: Наполеон, сосредоточивший силы в Баварии, очистил Ганновер. Военный поход превратился в прогулку.
В 1807 году продолжалась Русско-прусско-французская война, в феврале гвардии был объявлен поход, и Александр вместе со своей ротой выступил из Петербурга.
29 мая в сражении при Гейльсберге Сеславин получил боевое крещение. Поддерживая авангард П.И. Багратиона, атакованного французами, два его орудия открыли картечный огонь. Во время боя у Сеславина была повреждена грудь, началось горловое кровотечение, что не позволило ему принять участие в дальнейших боевых действиях. Вскоре был заключен Тильзитский мир, и гвардия вернулась в Петербург. Прусская кампания принесла Сеславину боевой опыт, репутацию офицера отличной храбрости, орден Владимира 4-й степени и... расстроенное здоровье.
Он вышел в отставку, но деятельная натура не смогла выдержать длительного бездействия. В марте 1810 года Сеславин возвращается в гвардейскую конную артиллерию и отправляется волонтером в Молдавскую армию, воевавшую с турками. 1 июня гвардейский поручик, командуя батарейной полуротой, сражается у Разграда, за взятие его награжден орденом Св. Анны 2-й степени, а при осаде Шумлы произведен в штабс-капитаны. Во время штурма крепости Рущук уже на крепостном валу Сеславин получил тяжелое ранение в плечо, а в результате падения в глубокий ров вновь открылось сильное горловое кровотечение. Он долго лечился, а 12 декабря
1811 года «лейб-гвардии конной артиллерии капитан Сеславин 2-й... назначается адъютантом к военному министру» М.Б. Барклаю-де-Толли.
Началась война с Наполеоном. 13 июля Сеславин принял активное участие в упорном и кровопролитном сражении у местечка Островно. Он с честью выдержал испытание: выгодно расположенная им артиллерия нанесла чувствительный урон врагу. 22 июля наступило долгожданное соединение русских армий под Смоленском, и план Наполеона разобщить и по отдельности разгромить 1-ю и 2-ю Западные армии потерпел неудачу. Наградой Сеславину за успешные действия под Смоленском была золотая сабля с надписью «За храбрость».
Арьергардная служба была не из легких. Для походной жизни Сеславина и его товарищей было обычным после боя голод¬ными устраиваться на ночлег в поле, часто под дождем, или в уцелевшей курной избе спать, не раздеваясь, неделями.
23 августа под Гридневом Сеславин был ранен пулей в ногу. Но уже на следующий день, превозмогая боль, он принял участие в ожесточенных боях при Колоцком мона-стыре и у села Бородино, где арьергард присоединился к главным силам, а Сеславин вернулся в штаб Барклая-де Толли. В Бородинском сражении Сеславин в решающий момент повел пехотную колонну в штыковую контратаку, и боевая линия в центре была восстановлена. Его героические дейст¬вия в течение всего 15-часового сражения достойны целой поэмы, но она еще не написана. За Бородино Сеславин в числе нескольких особо отличившихся генералов и офицеров стал кавалером одного из почетнейших орденов — Георгия 4-й степени.
В конце сентября фельдмаршал Кутузов, готовясь в Тарутинском лагере к контрнаступлению, развернул партизанскую войну. Легкие армейские «партии», поддерживая действия отрядов крестьян, окружили занятую врагом Москву. Каждый день стоил неприятелю нескольких сотен человек, десятков отбитых транспортов с оружием, боеприпасами и продовольствием. В штаб Кутузова почти ежедневно приходили донесения об успешной деятельности в тылу врага партизанских отрядов Давыдова, Дорохова, Фигнера и Сеславина.
7 октября неприятельская армия покинула Москву. Кутузов предполагал это, но когда и куда враг будет отступать? Именно Сеславину удалось первому установить истину. У Фоминского сосредоточивались основные силы Наполеона, перешедшего проселочными дорогами со Старой Калужской на Новую. Сеславин сделал вылазку, лично увидел движущуюся вражескую армию и доложил об этом в штаб Кутузова. Главная заслуга его была даже не в том, что он своевременным извещением спас от гибели войска Дохтурова, а в том, что эта весть дала возможность Кутузову остановить врага у Малоярославца и вынудить его отступать по разоренной Смоленской дороге, по которой Наполеон пришел в Москву. Имя отважного партизана приобрело всероссийскую известность, а затем и всеевропейскую. 10 октября 1812 года — решающий день в жизни Сеславина. В этот день он обрел бессмертие.
22 октября отряды Сеславина и Фигнера вместе с передовыми частями русской армии сражаются в окрестностях Вязьмы, а через пять дней они соединились с отрядом Дениса Давыдова. В бою у Ляхова, в котором особенно отличились гусары и артиллеристы Сеславина, капитулировал отряд генерала Ожеро. В плен сдались сам бригадный генерал, 60 офицеров и 2000 солдат. Пленные ругали «мороз, своего генерала, Россию, нас», вспоминал Давыдов.
Кутузов возложил на Сеславина задачу установления связи с корпусом П.Х. Витгенштейна. Поручение было сложным и опасным: путь проходил через места, еще занятые неприятельскими войсками, но Сеславин блестяще исполнил его. В ночь на 16 ноября отряд Сеславина освободил город Борисов, взял в плен три тысячи человек и открыл связь с армией Чичагова. А днем русские войска атаковали противника на обоих берегах Березины и довершили разрушение «великой армии». Через неделю император покинул остатки своей армии и отправился в Париж.
В освобожденной столице Литвы городе Вильно Сеславин узнал о своем производстве «за отличные подвиги» в полковники, назначении командиром Сумского гусарского полка и флигель-адъютантом царя. А во время Заграничного похода он в 33 года стал генералом. Путь от капитана до генерал-майора был пройден им в два с небольшим года благодаря многочисленным боевым заслугам и незаурядным способностям.
В конце сентября 1813 года у Лейпцига произошло грандиозное сражение, решившее судьбу империи Наполеона. Прелюдией к нему был удар, умело нанесенный Сеславиным по левому флангу и тылу неприятельской кавалерии. В этом одном из крупнейших в истории кавалерийском бою с обеих сторон сражались около 14 тысяч всадников. А через день Сеславин во главе Сумского полка участвовал в принесшей освобождение Германии «битве народов», длившейся три дня. Новой наградой генерала стали бриллиантовые украшения к ранее полученному ордену Св. Анны 2-й степени.
В феврале 1814 года, успешно действуя на коммуникации войск Наполеона между Парижем и Орлеаном, отряду Сеславина удалось захватить Орлеанский канал. Он сжег все захваченные на канале суда, сломал шлюзы и отнял у Парижа возможность снабжения продовольствием с юга. Неожиданное появление отряда Сеславина на пути отступления корпусов маршалов Мармона и Мортье 13 марта вызвало панику в рядах неприятеля. «Артиллерия, конница, пехота, все стремглав бежало к Фер-Шампенуазу», — сообщает французский историк Кох.
Солнечным утром 19 марта войска союзников торжественно вступили в Париж, а 25 марта Наполеон отрекся от престола. Кампания была завершена, война окончена. «Далекий путь от Фоминского в глубь Франции Сеславин прошел с такою же честию, с какою совершило этот путь знамя храбрейшего из русских полков: древко надрублено саблями, герб проколот штыком, но прикосновение неприятельских пальцев не осквернило ни древка, ни герба», — писал один из современников Сеславина.
В отечестве с ликованием встречали победителей. Имя Сеславина было у всех на устах. «На стенах постоялых дворов, на станциях, в избах — везде вместе с портретами Кутузова, Багратиона, Кульнева и других появился портрет партизана Сеславина», — сообщал известный историк, торопчанин по происхождению Михаил Семевский.
Зимой 1816 года на балу в Зимнем дворце императрица Елизавета Алексеевна сказала о заслугах Сеславина, «которых Россия не может еще оценить». В сентябре царь разрешил Сеславину отправиться на лечение во Францию и перед отъездом из Петербурга дал ему аудиенцию, а по возвращении в Россию пожаловал 8 тысяч рублей.
17 августа 1820 года 40-летний А.Н. Сеславин был уволен от службы «за ранами» на почетных условиях — с мундиром и полным пенсионом. «Во уважение отличной его службы в прошедшую войну и полученных ран» царь пожаловал отставному генералу для уплаты долгов 50 тысяч. Боевые ранения в обе руки дали Сеславину особую привилегию: «Никогда и ни перед кем не только не снимать шляпы, но и не подносить руки к козырьку, так как движение руки вверх сопровождалось у него болью».
В 1827 году Сеславин вступил во владение родовым имением Есемово под Ржевом. Он построил новый дом, прибавил земли крестьянам, дал каждому лесу на избу. Для облегчения полевых работ он завел редкие по тем временам машины. Пользуясь близостью торгового Ржева, Сеславин вводит для своих крепостных отхожие промыслы. Новый порядок вызывал недовольство крепостных, не заинтересованных в улучшении хозяйства барина и притерпевшихся к собственной нищете. Через несколько лет из 10 крестьянских дворов осталось три, а остальные сели на помещичьи хлеба. Сеславин не обошелся и без принудительных мер. Непокорных били розгами, а наиболее дерзких он отдавал в рекруты или ссылал на поселение.
Отставной генерал зажил уединенно, почти не заводя знакомств с местными помещиками и редко выезжая. Лишь дважды Сеславин нарушил свое уединение. В августе 1834 года он присутствовал на открытии Александровской колонны на Дворцовой площади Петербурга, а в 1839 году участвовал в Бородинских торжествах. С тех пор он еще более замкнулся и уже почти не покидал своего имения.
Сеславину суждено было прожить долгую жизнь. 25 апреля 1858 года на семьдесят восьмом году жизни Александр Никитич Сеславин скончался в своем имении Есемово от инсульта. Ни в одном из печатных изданий не почтили память героя.
|