Тверь Онлайн / Все новости Твери / Культура /
20.05.11 10:29
Столь жесткий прогноз появился после обнародования Федерального закона №212, который вступал в силу с 1 января 2011 года и предусматривал повышение размера страховых тарифов для малого бизнеса в общей сложности с 14% до 34%. И вот он начал действовать. И коснулся каждого работодателя.
Это касание оказалось весьма ощутимым: совокупная налоговая ставка по страховым взносам — пенсионным, медицинским и социальным — выросла в 2,34 раза. Прибавьте сюда возросшие тарифы на коммунальные услуги, арендную плату, малодоступные госзаказы…
Первые же месяцы работы в новом тарифном режиме вынудили предпринимателей прибегнуть к не менее жесткой форме протеста – забастовке. Днем общероссийской акции объявлено 25 мая, в Твери она пройдет 23-го.
К истории вопроса
На заре рыночных отношений, до начала «нулевых» годов, законодатель фактически не делал различий между малым бизнесом и крупными предприятиями в части налогообложения. К субъектам малого бизнеса предъявлялись точно такие же требования по отчетности, объему документов, налогам, как и ко всем остальным. На каждый рубль выплаченной зарплаты им надо было тратить 50 копеек. Последствия еще на памяти: процветала практика выплаты заработной платы в конвертах, зачастую трудовые отношения никак не оформлялись.
То, что «уравниловка» неразумна и даже вредна, государство осознало в конце 90-х годов. Тогда начали появляться специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, потом единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Спецрежимы подразумевали уплату единого налога без дроблений: не нужно было по отдельности платить НДС, налог на прибыль. Упрощалось администрирование. Наиболее привлекательным стал единый социальный налог (ЕСН), который составлял 14%. Вынырнули из конвертов зарплаты, их уровень стал одним из критериев добропорядочности компаний.
Кстати, на заседаниях созданной при департаменте экономики области комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий претендовать на право получить возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в первую очередь могут те, где зарплата близка к средней по области. Заявки оцениваются по таким критериям, как сфера деятельности предпринимателей, цели проекта, на реализацию которых был привлечен кредит, показатели по налоговым поступлениям, уровню средней заработной платы.
Система взаимоотношений власти малого бизнеса стала вливаться в цивилизованное русло. Поверив государству, предприниматели начали выходить из тени. В массовом порядке предприятия перешли кто на «упрощенку», кто на ЕНВД. В течение 10 лет малый бизнес легализовался, платил налоги, дышал полной грудью, смотрел открыто в глаза налоговикам и чиновникам.
Оценка экспертов
– И вот спустя 10 лет мы вновь возвращаемся в 90-е годы, – это мнение председателя Тверского отделения «Опоры России», депутата городской Думы Натальи Лабыниной. – С 2011 года «благодаря» принятому Федеральному закону №212 положение субъектов МСБ, плательщиков страховых взносов, серьезно ухудшается. Предусмотренное повышение размера страховых тарифов для малого бизнеса, когда в общей сложности объем выплат вырастает в 2,34 раза, – это резко, это много. Также изменяется администрирование по обязательным платежам, которые заменят ЕСН, что тоже неудобно и создает дополнительные трудности.
Насколько я понимаю, пролоббировало это нововведение Министерство здравоохранения и социального развития России. Чиновники мотивировали свое решение проблемами с наполнением Пенсионного фонда в стране. Социалка социалкой, но почему должен страдать малый бизнес? Это как-то не вписывается в провозглашенную политику по поддержке МСБ. Точнее, противоречит ей. Происходит фактическое уравнивание субъектов малого и крупного бизнеса и финансовой нагрузки на фонд оплаты труда, нивелируются возможности от применения специальных налоговых режимов. Ну да, остается единый налог, не будет НДС, но во многом спецрежимы были привлекательными именно за счет ставки 14% по единому социальному налогу. Ведь в структуре малых предприятий объем средств, направляемых на заработную плату, может достигать 60 – 80% от прибыли.
Вступление в силу 212-го закона фактически означает катастрофу. Я была на V съезде малого и среднего бизнеса, там с официальной трибуны официальные лица «Опоры России» заявили, что имеются расчеты, показывающие, что часть предпринимателей не выдержит нагрузки и просто разорится. Звучали мысли и о том, что придется снова уйти в тень. Некоторые компании не найдут ничего лучше, чем просто закрыть дело.
Проще всего будет тем предпринимателям, которые являются собственниками квартир, офисов, помещений. Они прекратят заниматься бизнесом, потому что в нашей стране это очень сложно, и будут просто сдавать недвижимость в аренду.
На том же съезде предприниматель из Вологды, председатель регионального отделения «Опоры» Ольга Данилова рассказала, как вологодские бизнесмены ищут выход из ситуации: ездят по странам (в Финляндию, Болгарию и т.д.) и смотрят – куда можно перевести свои активы, где выгодно вести бизнес.
«Опора России» уже неоднократно заявляла о необходимости пересмотра закона, ухудшающего положение субъектов МСБ, ставила этот вопрос перед В.В. Путиным. Он достаточно четко сказал, что никаких изменений не будет. В то же время в самом правительстве отношение к 212-му закону неоднозначно. Минфин вроде бы не разделяет позицию сторонников увеличения налоговой нагрузки. Если предпринимательское сообщество будет активно высказываться по этому поводу, то повлиять на государство можно.
Что предлагаем?
– Мы предлагаем, – заявляет Наталья Лабынина, – отложить минимум на 5 лет введение в действие 212-го закона. Бизнес должен пройти посткризисное восстановление. Позиция государства по увеличению налогов фактически выражена в тезисе: «просто дайте денег», и она нам непонятна. Мы считаем, что должен быть диалог между властью и бизнесом и совместный поиск решения: как, с одной стороны, модернизировать социальную сферу (банальное закачивание в нее денег ни к чему хорошему не приведет), а с другой стороны – как не разорить малый и средний бизнес.
Мы также предлагаем в качестве мер по поддержке МСБ внести изменения в Налоговый кодекс (ст. 346. 20), закрепив снижение налоговой ставки для малого бизнеса, работающего по упрощенной системе, с 6 до 2%, если объектом налогообложения являются доходы, и с 15 до 5% – если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Предлагаем также исключить из п. 6 ст. 346.18 абзац, касающийся обязанности налогоплательщика выплачивать минимальный налог в размере 1% от налоговой базы, даже если расходы предприятия превышают доходы. Это несправедливо, противоречит экономическим законам, противоречит сути бизнеса.
Предлагаем вернуть положение нормативных актов, в соответствии с которыми субъекты МСБ, применяющие спецрежимы, сдавали раньше минимальное количество отчетности (в том числе во внебюджетные фонды) один раз в год (сейчас – раз в квартал). Ну зачем наращивать администрирование, тратить бумагу и время?
Возвращаясь к аргументам, которыми оперировали чиновники Минздравсоцразвития, продавливая закон, хочу сказать, что одним из путей пополнения внебюджетных фондов может стать введение прогрессивной шкалы НДФЛ и направление части сумм во внебюджетные фонды. Плоская линейная шкала противоречит здравому смыслу. Ну как человек, получающий 10 тысяч в месяц, и тот, кто в этот же месяц получает 10 миллионов, могут платить одинаковый налог 13%? Когда государство ищет, где ему взять дополнительные деньги, оно должно в первую очередь посмотреть на эту ненормальную систему налогообложения, на эту шкалу. По некоторым расчетам в 2009 году, в разгар кризиса, РФ передала в субъекты 1,6 трлн. рублей в виде различной помощи. Для сравнения: введение прогрессивной шкалы добавит в бюджет дополнительно 2,2 трлн. рублей. Можно сделать многолинейную шкалу. Некоторые партии предлагают доходы до 120 тысяч рублей в год вообще не облагать налогами. И 80% налогов легли бы на лиц, чьи доходы в год составляют более 100 млн. рублей.
Хочу также сказать, что отмена ЕСН и увеличение социальных выплат – не единственная проблема. Головной болью для предпринимателей является кадастровая стоимость земли, которая в результате неправильной оценки выросла в разных регионах в 3, 7, 50, а местами даже в 1000 раз. Также внесены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым в несколько раз вырастут штрафы за нарушение налоговой отчетности.
Государство у нас вообще неуемное и, как из пулемета, строчит-штампует законы, усложняющие жизнь бизнесу. Этот клубок надо распутывать вместе, оберегая тех, кто формирует основу благосостояния общества. Крайне важно привлекать к этой проблеме внимание общественности.
***
Итак, забастовка предпринимателей в Твери объявлена на 23 мая. А вчера в Госдуме прошел круглый стол по налогам для МСБ. Позднее, 26 мая, в Тверской областной библиотеке имени Горького в рамках Дня российского предпринимательства пройдет круглый стол «Коррупция. Ее влияние на развитие экономики».
|