Тема ужесточения требований к молочным продуктам стала не такой резонансной, как, например, к спиртным напиткам. Хотя изменения в Федеральном Законе №163 коснулись не столько наименований молока, мороженого и десертов, сколько их содержания. Мы выяснили, как новые стандарты маркировки отразились на продукции нашего региона и провели «молочный» рейд в супермаркете.
Времени для подготовки к новым стандартам у молочников было достаточно. Требования вступили в силу через год после введения Федерального Закона, 26 июля 2011. Отныне названия на упаковках продуктов, изготавливаемых с добавлением молока, должны стать простыми и понятными. «Десерт», «желе», «крем», «паста» или «пудинг», и только затем то, что пожелает добавить производитель.
При производстве молокосодержащих продуктов с заменой молочного жира, рядом с названием должно быть написано «произведено с растительным жиром» или «с заменителем». На упаковке мороженого рядом со «вкусным» названием одинаковым шрифтом должна быть написана вся правда о нем: «сливочное мороженое», «молочное мороженое», «пломбир» или «мороженое с растительным жиром». А если на продукции стоит маркировка национального стандарта ГОСТ Р, то в ней не должно быть пищевых добавок и ароматизаторов. Исключение из этого правила сделано только для йогуртов.
Стала ли молочная продукция, представленная на витринах, «прозрачнее»? По крайней мере, точно не для продавцов. Когда мы попросили показать нам "молочный напиток", сотрудница магазина надолго задумалась и ответила:
— У нас только чистое молоко.
Обеспокоен тем, что на наших прилавках все только «натуральное» и главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко.
Эксперты уверены, что за этим последуют проверки отрасли. Ведь около 15% молока, представленного на рынке, является восстановленным. Однако маркируются такие продукты по-прежнему: не "молочный напиток", а "молоко".
В ходе рейда мы убедились, что молочных напитков по-прежнему на витринах нет. Зато некоторые производители переусердствовали, следуя новым требованиям.
«Продукт творожный «ОСОБАЯ»» или «мороженое с растительным жиром ванильное во взбитой сливочной шоколадной глазури с фруктовым наполнителем вишня» — яркие примеры. На некоторых упаковках появилась более приемлемая для слуха маркировка, но чаще она напечатана мелким неразборчивым шрифтом.
Заместитель начальника
областного департамента по социально-экономическому развитию села Ирина Ксенженко прокомментировала, что поправки не могут серьезным образом сказаться на тверских производителях. В том числе, потому что тверское — значит лучшее. Участники международного движения
«Slow Food», борцы за сохранение национальной и региональной кухни придерживаются того же мнения: хочешь быть здоровым — покупай продукты
своего региона. Арифметика проста: максатихинское масло прибыло в Тверь гораздо быстрее, чем любое другое.
Региональных производителей новые стандарты не коснулись — натуральные продукты не изменили своей упаковки.Проверить, цельное молоко продается или восстановленное, довольно сложно. Для этого необходимо проводить экспертизу. Что касается различных «заменителей», то теперь они запрещены. Вместо молочного жира можно использовать только заменитель молочного жира, не более чем на 50% от общего содержания. Не допускается также использование немолочного белка в качестве замены молочного.
Изменены принципы подхода к продуктам детского питания. При их производстве исключено использование сои. Введено новое понятие продуктов: «продукты детского питания на основе полных или частичных гидролизатов белка», «безглютеновые продукты детского питания», «молочные напитки для детей раннего возраста», «сухие молочные напитки для детей раннего возраста», «сухие кисломолочные смеси для детей раннего возраста».
Кроме того, наш производитель называет продукты своими именами: масло — это масло, а остальное — спред.