Каждый из нас как минимум однажды (хотя если быть честными, то окажется, что далеко не один, и не два, и даже не три раза) сталкивался с недоброжелательностью (назовем ее пока так) маршрутчиков. Между тем, такая сфера обслуживания как пассажирские перевозки требует от водителей высокого профессионализма. И речь здесь идет не только о категории, указанной в правах.
Увы, как показывает практика, водители не очень-то стремятся качественно обслуживать пассажиров. Хотя ни за грубость, ни за неудобства скидок перевозчик не делает. Что ж, если нет такой системы, значит должна быть другая, а именно – система взысканий. Только для этого гражданам нужно говорить о том, с какими проблемами они сталкиваются в этой сфере и что именно их не устраивает. Главное – не молчать.
.
Личный опыт кляуз на маршрутчиков
Я очень обрадовалась, что маршрутка №27 подъехала быстро. Мне вовсе не хотелось долго стоять на улице, тем более, что надо мной скапливались подозрительно темные тучи. А доехать мне нужно было от ДДМ до «Южного». Поэтому открыв дверь и увидев человек пять, которые уже ехали стоя, задумываться не стала и зашла внутрь. Следующие минут 20 езды были «незабываемыми».
Водитель был явно каким-то нервным, он все время разгонялся, а потом резко тормозил. Постоянно норовил кого-то обогнать, нервно сигналил. После площади Капошвара мы повернули на проспект Чайковского. Но и там наш водитель не успокоился. Его маневры заставляли пассажиров почти летать по салону, причем не только тех, кто ехал стоя, но и тех, кто сидел. Люди явно были недовольны, шептались, говорили что-то себе под нос. Но вслух своего недовольства никто не выразил. Я тоже.
На пересечении проспекта Чайковского и улицы Склизкова наш водитель умудрился проскочить на красный свет. Правда, понятие «проскочить» здесь не очень подходит. Когда пешеходы уже вовсю переходили дорогу на зеленый сигнал светофора, маршрутчик резко остановился уже почти на самой зебре. Но как только «первая партия» людей прошла, он спокойно двинулся дальше, не дожидаясь разрешающего сигнала.
Похожая ситуация произошла и на Октябрьском проспекте. Мне нужно было выходить. Я попросила водителя тормознуть на остановке. Как и положено, он заранее перестроился в правый ряд. Вероятно, в следующую секунду он понял, что ему не нравится очередь из транспорта, которая выстроилась в ожидании зеленого сигнала светофора. Каждая маршрутка, а также общественный транспорт должны были выпустить пассажиров. Наш же водитель резко выехал из правого ряда в левый, снова проскочил на красный сигнал (примерно по такой же схеме, как он сделал это на улице Склизкова) и уже за остановкой высадил людей.
Эмоций было столько, что я решила запомнить номер машины и время, в которое я прибыла на свою остановку. Придя домой, сразу зашла на официальный сайт регионального Управления ГИБДД и в разделе «Прием обращений» написала жалобу в ведомство.
Реакция индивидуальных предпринимателей
Уже на следующий день увидела пропущенный вызов. Перезванивать не было времени, но номер я узнала. Это был номер областной Госавтоинспекции. Позже из ведомства так и не перезвонили.
Зато уже через несколько дней мне позвонил некий Владимир и представился частным предпринимателем, в ведении которого находилась именно та машина, на водителя которой я написала жалобу.
– Здравствуйте. Я индивидуальный предприниматель. Вы попали на мою машину. Скажите, зачем же вы сразу в ГАИ жалобу написали? Могли бы позвонить в городскую администрацию, назвали бы номер автомобиля. Там бы вам сообщили ИП, в ведении которого находится машина. Дали бы мой телефон. Сообщили бы о нарушениях мне… А из-за вашей жалобы сотрудники ГАИ приехали и проверили все машины 27-го маршрута. Встал весь маршрут! Пострадали и другие водители. А ведь у нас все в порядке. Так зачем из-за одного нерадивого водителя жаловаться на всех? – сетовал Владимир.
Но буквально зимой у меня уже был опыт общения с вице-президентом некоммерческого партнерства «Приоритет» Николаем Масловым. Кстати, разговор шел все о том же маршруте №27. Тогда горожане звонили и жаловались, что маршрутки приходится ждать чуть ли не по 40 минут. Однако тогда господин Маслов, видимо, подумал, что я его обманываю и стал спрашивать, кто конкретно звонит, а потом и вовсе перевел разговор на другие маршруты.
– У нас в центре машины ездят через каждые 5 минут. И с 27-м маршрутом у нас все в порядке.
То ли он был не в настроении, то ли просто занят, но разговаривать, кажется, не очень хотел. По крайней мере, впечатление сложилось именно такое.
Рассказав об этом опыте Владимиру, я все же была рада, что гаишники проверили не одну машину, а все. Профилактика ведь дело хорошее. В этом я убедилась и тогда, когда пришел официальный ответ из регионального Управления ГИБДД о проведенной проверке.
Проверка УГИБДД установила
Вот, что ответили на мое обращение сотрудники УГИБДД по Тверской области:
«…По фактам, указанным в Вашем обращении, сотрудниками Управления ГИБДД УМВД проведена рабочая встреча с индивидуальным предпринимателем Воробьевым Владимиром Анатольевичем с приглашением маршрутного такси Хасымова Б.Х. В ходе встречи была дана принципиальная оценка действиям водителя, в том числе и по неоднократным нарушениям им правил дорожного движения. Однако ввиду отсутствия фото-, видеофиксации допущенных нарушений водителем автобуса ПДД, привлечь его к административной ответственности не представляется возможным.
Индивидуальному предпринимателю Воробьеву В.А. предписано взять на особый контроль работу водительского состава, указано на необходимость проведения проверок на линии на предмет соблюдения ПДД, недопущения грубости и хамства в отношении пассажиров и других участников дорожного движения.
Кроме этого, проведен рейд по выявлению нарушений правил дорожного движения водителями автобусов на маршруте №27, а также осуществлена проверка технического состояния транспортных средств на конечных остановочных пунктах.
В ходе проведения рейда 8 водителей автобусов привлечены к административной ответственности за нарушения ПДД, также выявлено 4 транспортных средства, имеющих неисправности, при которых эксплуатация запрещена.
По выявленным нарушениям информация направлена в Управление автодорожного надзора по Тверской области для принятия мер в рамках своей компетенции.
Управлением ГИБДД УМВД деятельность ИП Воробьева В.А. поставлена на контроль и будет учитываться при планировании контрольно-профилактических мероприятий».
Итого
Оказалось, что на маршруте №27 не все так "хорошо", как говорил предприниматель. Кстати, в нашем телефонном разговоре он заверил, что вызовет нарушителя «на ковер», потребует написать объяснительную, а затем уже будет разбираться, как его наказать. Правда, он так и не уведомил, что же случилось с нерадивым водителем: отделался ли он только штрафом или был уволен.
В любом случае, обнаружились водители, чьи нарушения сотрудники ГАИ смогли зафиксировать. Так что теперь они понесут ответственность. А значит, жалоба на одного человека была подана по верной «форме» и оказалась эффективной.
Конечно, в таких случаях всегда можно обратиться непосредственно к предпринимателю. Но ведь гораздо более объективную оценку деятельности дадут сотрудники ГИБДД. Взять хотя бы этот случай. Тут есть вопросы. Почему ИП не следил за тем, в каком состоянии находятся его машины? Почему за один рейд было выявлено сразу 8 водителей, которые нарушали правила дорожного движения?
Что ж, теперь деятельность данного частника на контроле. Не стоит молча терпеть хамство водителей, их нарушения ПДД. Ведь каждый, кто садится за руль, должен понимать, что он несет ответственность за свою жизнь, за жизнь своих пассажиров и за жизнь всех участников движения. Пожалуй, это самый веский аргумент, чтобы не давать нарушителям поблажек.